Большое село Лыхны, неподалеку от Гудауты, считается одним из центров абхазской культуры. Здесь находятся несколько святынь, здесь одна из двух в стране исторических полян, на которых исстари проводятся народные сходы по самым значимым для общества вопросам. Туристы в этом селе частые гости — местные жители гостеприимны, хлебосольны и чаще всего не бедны.
Однажды в одной из таких семей гостили отдыхающие в республике туристы. По случаю их приезда, разумеется, было, застолье. Разумеется, за столом всего было вдоволь, конечно же, собрались сами гости, хозяева, их родственники и соседи. В общем, все, как всегда.
Но вот наступило время, уже после нескольких выпитых стаканов, когда один из гостей решил произносить тосты. Первый тост, который он решил поднять, был тост за хозяйку, с яркими и красивыми словами. Свое повествование гость закончил так: — «если бы у вас не было мужа, я бы забрал вас с собой». Дальше пошел тост «за любовь». Закончив говорить, гость сел на свое место, но почувствовал, что в воздухе повисла тяжелая пауза. Впрочем, это было ненадолго, вскоре обычный ход стола продолжился.
Что не так сделал турист? Абхазы, очень консервативны по части традиций, особенно во всем, что касается церемоний. Есть четкая последовательность тостов за абхазским застольем, и хотя, существуют некоторые региональные интерпретации в очередности тем для застольных повествований, в целом, этот порядок незыблем. Тост «за любовь» в Абхазии вообще не поднимается, так как считается, что любовь — это интимное дело двух людей, о котором нельзя говорить вслух.
Постараться погрузиться в абхазскую культуру стоит для того, чтобы ощутить живое еще дыхание давно ушедших эпох. Культура абхазов, их язык и ментальные установки, дошли до нас, пусть и не в первозданном виде, но с тех времен, когда живы еще были ныне давно умершие языки и культуры. Культура стотысячного народа, в общем-то, чудом сохранившегося до наших дней, для чужака закрыта. Абхазы показывают миру свою культуру через застолье в апацхе и зажигательные танцы. Но едой и танцами закрывают от мира свое настоящее.
Для того, чтобы попробовать рассказать о глубинах этой культуры, не хватит и большой книги. Остановимся на более заметной поведенческой культуре. Она, как и тосты за столом, очень четко расписана. Как общаться с детьми, как общаться со старшими, как говорить с теми или иными конкретными родственниками, как себя вести на людях. Есть тысяча мелочей в повседневном поведении абхаза, которые могут быть и не заметны постороннему, но всегда находятся на острие внимания окружающих, которые если что не так, могут сказать: он себя ведет не по-абхазски.
Несколько деталей. Самое обычное, это привставать при приветствии людей. Нельзя пройти между двумя разговаривающими людьми, желательно, встав при приветствии, вообще не садиться, если с вами разговаривает пожилой человек. Таких мелочей сотни.
Повторимся еще раз, что абхазская культура, это культура очень маленького народа. Здесь, по большому счету, каждый каждому родственник, близкий и друг. Здесь, подобно России или любой другой большой стране, не живут просто люди. Когда здесь говорят о незнакомом другим людям человеке, его представление начинается с того, чей он сын, чей он родственник, из какой местности происходит его фамилия, после чего говорят о его работе и так далее.
Все это создает невероятно тесные связи между людьми. Они как одна семья, и с одной стороны, это хорошо. У абхазов нет бомжей, детдомов, старики-абхазы не попадают в дом престарелых. С другой стороны, твоя жизнь как открытая ладонь для всех, кто хочет о ней знать.. Надо жить так, чтобы никто, никогда не сказал, что ты живешь не по-абхазски.
Отношения мужчины и женщины в абхазском обществе, тоже довольно таки табуированная тема. Считаются неприличными знаки внимания, оказываемые прилюдно. Отношения между мужчиной и женщиной, это то, что должно быть за семью печатями для окружающих. Отчасти поэтому, полураздетых туристов на набережных абхазских курортов, провожают часто столь укоряющими взглядами.
Абхазская культура, это горская культура. В ней уже давно нет дикости средневековья, но незыблемыми остались выдержка, уважение к себе и традиции гостеприимства.
|