Кинематограф пользуется в Гонконге огромной популярностью, являясь одним из любимых видов досуга местных жителей.
Рождение гонконгского синематографа
Зарождение кинематографа Гонконга приходится на начало ХХ века – «немую» эру. Первый фильм был снят здесь в 1909 году одним из зарубежных режиссеров. А в 1913 году уже местный режиссер Ли Миньвэй (Li Minwei) своей картиной «Чжуанцзы испытывает жену» выпускает первую полностью и по-настоящему гонконгскую картину. До начала 30-х годов британская колония была в основном центром проката фильмов, которые снимались в континентальном Китае, прежде всего в Шанхае, и за рубежом. Импульсом для развития собственного производства послужило бегство в Гонконг в 1937 году после оккупации Шанхая японцами режиссеров и актеров шанхайской киностудии. Вместо сентиментальных лент эти кинематографисты начали снимать в Гонконге сюжеты с политическим антияпонским подтекстом, т.н. «фильмы сопротивления». Однако в период оккупации территории (1941-1945 гг.) японцы ввели жесточайшую цензуру, и ни одного китайского фильма за этот период выпущено на экран не было.
Середина 20 века: китайскую культуру – в широкие массы
В конце 40-х и в 50-е года в Гонконге в основном снимаются черно-белые ленты либо повествующие о нищенском существовании и тяжелой доле современных китайцев, либо воссоздающие на экране произведения классической китайской литературы. Заметное место занимают также постановки в кино кантонской оперы. Среди фильмов этого периода можно вспомнить, в частности, такие картины местных режиссеров, как «Тайны цинского двора» (1948) режиссера Чжу Шулиня (Zhu Shulin), или «A-Q» (1957) режиссера Юань Янаня (Yuan Yangan). Интересно отметить, что в качестве музыкального сопровождения многих гонконгских фильмов 50-х и начала 60-х гг. (за исключением кантонских опер и экранизаций китайской истории и «легенд») использовались произведения западной классической музыки или их аранжировки.
60-е гг.: любовные истории, боевики и серьезное кино
Вслед за начавшимся в Гонконге в 60-е гг. экономическим подъемом содержание гонконгских фильмов стало более оптимистичным и легким. В их центре оказались наивные романтические «love-story» с явным привкусом бродвейских постановок. Огромную популярность в колонии и за ее пределами получили фильмы о боевых искусствах, которые выходили на экраны в 70-80 гг. Своим успехом они обязаны незаурядному таланту киноактера и режиссера Брюса Ли(китайское имя – Li Xiaolung – Ли Малый Дракон), вернувшегося тогда в Гонконг после нескольких лет работы в Голливуде.
В те же годы помимо подобных боевиков на экраны территории выходят серьезные психологические и исторические картины. В частности, в 1975 появляется фильм о жизни китайского средневекового поэта Цюй Юаня – режиссер и исполнитель главной роли Бао Фан (Bao Fang).
Ориентация на Голливуд
К концу 70-х гг. под влиянием конкуренции со стороны западного кино и телевидения количество производимых в Гонконге фильмов сокращается до 100 картин в год. В сложившейся ситуации кинематографисты Гонконга настойчиво ищут новые актуальные темы и с конца 80-х гг. все чаще обращаются к жизни тех, кто в преддверии перехода колонии под юрисдикцию КНР оказался перед нелегкой дилеммой – остаться на родине или эмигрировать за границу.
Тогда же наряду с такими серьезными психологическими картинами продолжается выпуск и немалого количества продукции поп-культуры. На экранах идут фильмы о привидениях и вампирах, о гангстерах и полицейских ну и, конечно, о любви. В 90-е гг. кино Гонконга захлестывает волна картин о мафиозных триадах. Тогда же все более откровенными становятся и любовные сцены.
Гонконгское кино: в тройке мировых лидеров
В настоящее время Гонконг ежегодно производит более ста фильмов и занимает по этому показателю третье место в мире после США и Индии. Себестоимость производства одной картины здесь составляет в среднем 1 млн. долл. США, что в пять с лишним раз дешевле, чем в Голливуде. В Гонконге популярные актеры кино нередко являются одновременно и звездами «канто-попа» – местной разновидности популярной культуры, базирующейся на незамысловатых песенках, исполняющихся на кантонском диалекте китайского языка смазливыми красавцами. Именно поэтому в конце 80-х гг. мафия шоу-бизнеса стала активно проникать в кинобизнес, что противоречило интересам гонконгских властей. К тому же заметный урон киноиндустрии нанес азиатский экономический кризис 1998 года, под воздействием которого количество выпускаемых фильмов сократилось на 30%. Выделив на поддержку гонконгского кино более 100 млн. долл. США и учредив в 1999 г. Комитет по развитию кинематографии, Правительство САР помогло ему довольно быстро оправиться от потрясений.
|