Общество, ценности и верования
Несмотря на то, что современное японское общество
эволюционировало из феодализма, в стране сегодня царствует эгалитаризм
(равноправие). Наследуемые титулы вместе с аристократией были упразднены после
Второй мировой войны, а члены императорской фамилии, длиннейшей в мире
непрерывной монархической линии, теперь могут сочетаться законным браком с
простыми людьми. Класс определяется по занимаемой должности и образованию.
Сегодня настоящей японской элитой являются люди, работающие в важнейших
правительственных министерствах, крупных корпорациях и других престижных
компаниях.
Подход японцев к религии отличается практичностью. Религия
Японии синкретична (сочетает элементы различных других религий) и относится к
политеизму. Иностранцев это часто ставит в тупик. По большей части религия –
это средство обратиться к божествам с просьбой о ниспослании успеха в бизнесе
или при сдаче вступительного экзамена, выздоровления после болезни, или легкого
разрешения при родах. Часто в японских домах можно встретить и буддистские, и
синтоистские алтари. Иногда в число японских религиозных верований включают
конфуцианство в качестве третей неофициальной религии. Имеющее отношение скорее
к морали и социальном устройству, чем к религиозному аспекту, конфуцианство
оказывает серьезное влияние на образ мышления японцев с момента прихода в
страну в 6 веке.
Эти верования, наряду с семейными ценностями и пристрастием
к тяжелому труду, совмещенные вдобавок с привычкой подчинять личные интересы
общественным, долгое время были важнейшими связующими звеньями японского
общества. Многие женщины считают своей основной целью рождение и воспитание
детей. Мужчины нацелены на построение карьеры, воспринимая работу в качестве
неотъемлемой составляющей своей личности. Многие из них общаются исключительно с
коллегами по работе.
Однако даже в этой цельной системе есть трещины. Молодежь
начинает сомневаться насчет выгоды и ценности самопожертвования. Жизнь вне
группы, или в рамках мелкой группы, становится все более привлекательной.
Молодые семейные пары сегодня предпочитают жить отдельно от родителей. Мужчины
начинают отходить от традиции общения после работы, чтобы уделить больше
времени семье. Другими показателями происходящих в обществе перемен являются
стабильный рост количества разводов и увеличение числа незамужних женщин,
которые принимают решение об отказе от брака самостоятельно ввиду невозможности
найти партнера с подходящими личностными качествами. Таким образом, то, что
может показаться современной Западной тенденцией, или показателем укрепления феминистического
движения, на самом деле является, в некоторой степени, отражением
традиционности.
Снижающийся уровень рождаемости (в настоящее время менее 1.5
новорожденных на семью) недостаточен для сохранения прежних показателей
населения страны. Принимает угрожающие масштабы старение нации, то есть
появление большого количества более зависимых от государства пожилых людей. И в
этом виноваты не только женщины, не желающие выходить замуж. Среди других
причин дорогостоящее образование, которое должны оплатить родители, и
стесненные жизненные условия.
Развлечения и искусство жить
Японцы относятся к спорту и развлечениям почти так же
серьезно, как и к работе. В частности, традиционные виды спорта зачастую
включают культурную, духовную или эстетическую составляющую. Поэтому они
являются в большей степени путем. В особенности это касается традиционных видов
– кюдо (стрельба из лука), кендо, карате, айкидо. Сумо, национальный японский
вид спорта, появился как ритуал, исполняемый просящими обильного урожая. Среди поклонников
сумо много людей, не являющихся японцами. После создания в 1993 году Японской
Футбольной Лиги и выбора страны для совместного с Кореей проведения Кубка Мира
2002 число футбольных фанатов в стране выросло. Профессиональный бейсбол
привлекает еще большее внимание.
Традиционные развлечения (такие, как летние фейерверки,
сезонные традиции любования кленом, снегом, луной) подробно отражены в
литературе и искусстве, поэзии, личных дневниках, ранних произведениях периода
Хэйан, гравюрах ukiyo-e периода Эдо.
Посещение удаленных горячих источников гейшами и их
патронами стали материалом для написания произведений такими авторами, как
Нобелевский лауреат Кавабата Ясунари (1899-1972гг.).
Сплав природы и эстетики, проявившийся в национальной любви
к цветущей вишне, одновременно завораживает и удивляет иностранцев. Любование
цветущей сакурой (hanami) проводится по всей стране. Так как конкуренция за
место для любования сакурой может быть очень жесткой, начальники часто заранее
посылают подчиненных занять лучшие места. Вишня, по мнению японцев, является
символом удачи, который также напоминает о непостоянстве красоты этого
изменчивого мира. Немногие нации связали столько печали и блаженства с
созерцанием цветка.
Японская тяга к инновациям и развитию не смогло поглотить
духовное наследие или природную грацию. Многие путешественники после поездки по
Японии приходят к мнению, что японцы гостеприимны и великодушны, для них
вежливость к гостям является второй натурой.
|