История и религия
Тапробане, Серендиб, Изумрудный остров и «Слезинка на щеке
Индии» - какими только красочными эпитетами не награждали Шри-Ланку за десятки
веков существования на ней высокоразвитой цивилизации. И непреложный факт, что
в XVIII веке известный английский писатель, отец готического романа, Хорас
Уолпол, будучи очарованным культурой и природой тогдашнего Цейлона, ввёл в
обиход слово «серендипити» (от средневекового арабского названия Шри-Ланки -
Серендиб), которое с тех пор стало выражением «счастливой случайности»,
«способности к неожиданным счастливым открытиям» или «интуитивной
прозорливости».
История шриланкийской нации связана с основной проблемой выживания – водой. В
список великих древних цивилизаций Шри-Ланка вошла с почётным эпитетом
«гидротехнической». Сложные системы орошения возникли здесь ещё в I веке н.э.,
и таких гидротехнических цивилизаций в Шри-Ланке было даже две: одна с центром
в Анурадхапуре, а другая восточнее - в Полоннаруве, недалеко от истоков
священной реки Махавели.
Анурадхапура, первая столица шриланкийского государства (IV век до н.э. – VIII
век н.э.), была известна своей процветающей монашеской общиной. Именно монахам
Анурадхапуры принадлежит заслуга написания знаменитых летописей по истории
Шри-Ланки, которые, за неимением оных в Индии, стали важным источником и по её
истории тоже. К числу таких летописей относятся «Дипаванса», или «Летопись
острова», «Махаванса» - «Великая летопись» и «Чулаванса» - «Малая летопись».
Достижения монахов в сфере естествознания, математики и архитектуры нашли своё
отражение и в строительстве полусферических куполов, дагоб, предназначенных для
хранения буддистских реликвий.
Следующая столица острова, Полоннарува, была центром власти с VIII по XIII вв.
На этот период приходится расцвет гидротехнического строительства, возводятся
многоэтажные дворцы, строятся гостиницы, храмы, больницы, а Шри-Ланка
становится одной из рисовых житниц в Азии. При царе Паракрамабаху I появляется
самое большое искусственное озеро – Паракрама Самудра площадью почти 25 тыс.
м2. Восторженные вести о великолепии Паракрамабаху разлетались по всему белу
свету, перерастая в фантастические слухи; одним из таких слухов, рождённых в
Европе, стала легенда о Пресвитере Иоанне.
Канди была третьей по счёту и последней столицей шриланкийского королевства
(XVI – XIX вв.). Нахождение в самом центре острова, труднодоступность для
завоевателей сделали Канди местом хранения главной реликвии страны – Зубба
Будды. И по сей день она хранится здесь в храме Далада Малигава, что делает
Канди религиозной и культурной столицей современной Шри-Ланки. Ковчег с Зубом
Будды выносится на всеобщее обозрение во время красочного фестиваля Эсала
Перахера в июле-августе.
С начала XVI века, когда Шри-Ланка начала испытывать на себе нашествие
колониальных держав, она также подверглась и их культурному влиянию.
Католические миссионеры принесли на остров христианство. Незадолго до этого, в
Средние Века, благодаря арабским купцам, на Шри-Ланке появились мусульманские
общины. Голландские и английские колонизаторы оказались куда более
прагматичными, развивая коммуникации, сельское хозяйство и промышленность. До
сих пор многие «колониальные» отрасли играют важную роль в экономике страны:
чаеводство, плантации каучуконосов и кокосовой пальмы.
В результате бурной истории и смешения разнородных культур Шри-Ланка сейчас
предстаёт перед глазами приезжего красочным и драгоценным гобеленом, сотканным
из славных и драматических вех в истории и религии, из величественных
памятников архитектуры, фантастической природы и экзотической кухни, делая
страну неисчерпаемым источником для открытий и удовольствий.
Религиозным символом Шри-Ланки является Священный Зуб,
который был доставлен на остров в 250 г. до н.э. Этот конический зуб, как
полагают, принадлежал самому Будде Гаутаме и ему приписывают магические
свойства, в частности, способность вызывать дождь. Одновременно Зуб Будды стал
и символом царской власти, поскольку существовало поверье, что тот, кто
способен заставить разверзнуться хляби небесные в сухой сезон имеет законное
право на управление страной.
Став причиной войн между царствами, Зуб Будды неоднократно перемещался: из
Анурадхапуры в Полоннаруву, затем в Индию, потом снова в Шри-Ланку, пока не
нашёл своё постоянное пристанище в специально построенном для этого Храме
Священного Зуба Будды (Далада Малигава) в Канди, который превратился в один из
важнейших центров паломничества для буддистов.
Наряду с буддизмом, благодаря традиционным тесным связям с незапамятных времён,
Шри-Ланка унаследовала от Индии традиционную кастовую систему. Даже монахи
делятся на три сословия (никая) или секты, в соответствии с правилами сангхи
(буддистской общины).
Хотя сегодня буддизм остаётся преобладающей религией в стране, индуизм занимает
твёрдое второе место по количеству приверженцев среди тамилов. В большинстве
своём они исповедуют шиваизм, почитая бога Шиву - олицетворение вечного
разрушения и созидания.
На протяжении веков Шри-Ланка была плавильным котлом для представителей
различных вероисповеданий. Вы встретите здесь мусульман (мавров) – потомков
арабских купцов и мореплавателей, бюргеров – тех, кто под влиянием европейских
колонизаторов принял христианство, а также анимистические первобытные племена
ведда. Небольшой процент населения Шри-Ланки составляют цыгане (ахикунтакая) –
заклинатели змей, маддилия – дрессировщики обезьян и несколько этнических
групп, специализирующихся на на
искусстве тату.
|